Не все люди обращают внимание на то, как сервирован стол. Но есть настоящие гурманы, которые способны оценить не только качество блюда, но и стиль сервировки. Вы никогда не задавались вопросом – почему, по правилам этикета, вилку нужно класть с левой стороны, а нож с правой?
На самом деле, правила оформления стола в древности сильно отличаются от современных способов сервировки. У сервировки – культуры трапезы – своя история.
Первобытные люди ещё не подозревали, что для поглощения пищи нужно как-то оформлять стол. Для них это было инстинктом. Первые сведения о культуре трапезы мы получили из древнеегипетских свитков и из росписей на стенах храмов и вазах. В Древнем Египте только начала зарождаться культура застолья, а во времена Древней Греции и Рима произошёл расцвет сервировки.
Греки принимали пищу лёжа, рядом с трапезным ложем ставили маленькие трёхногие столики с пищей. Кстати, эти столики назывались "трапеза" и только позже этим словом стали называть сам процесс приёма пищи. Привилегированным правом лежать во время еды обладали только мужчины, женщины – сидели. Посуда у знати была сделана из стекла и глины. Ложки были большой редкостью, так что ели в основном руками или кусочком хлеба.
В Древнем Риме также вкушали пищу лёжа. Объединившись в группы по девять человек, знатные римляне кушали из позолоченной посуды. А простолюдины ели, в основном, из глиняной посуды.
Варварская Европа в Средние века даже и не подозревала о правилах сервировки. У европейцев не было даже тарелок, а ели они из углублений в деревянном столе.
Возрождение культуры сервировки произошло в VIII – IX веках и связано оно с именем Карла Великого (744 - 814 гг.).
Культура оформления стола при этом правителе даже превзошла пиршества Древней Греции. Трапезный зал украшали коврами, а развлекали Карла Великого музыканты и чтецы. Прислуживали за столом стольник (ответственный за кушанья) и кравчий (древний сомелье). Посуда у дворян была сделана в основном из золота, а вот ели в основном ножами. Ложки были привилегией только правителей.
В XVIII – XIX веках стол сервировали пышно, с обилием украшений. Самая роскошная сервировка стола была у императрицы Елизаветы Петровны. Дорогим гостям было выставлено 450 штофов (один штоф равняется 1 литру 200 граммам), а приборов было использовано практически 3 тысячи! Так что нам тоже есть чем гордиться.
Со временем посуда стала более разнообразной: появились супницы, специальные блюда для жаркого. Редко и в очень богатых домах стала появляться посуда из фарфора, который привозили из Китая.
Европейцам настолько понравился гладкий и изящный китайский фарфор, что они приложили множество усилий, чтобы узнать секрет его изготовления.
Фарфор в Европе был "белым золотом". Но это относилось только к привозному, китайскому фарфору. А те имитации, которые производились в Европе, большим спросом не пользовались. Да и по качеству они сильно уступали восточному аналогу. Без каолина фарфор получался почти прозрачным.
Чтобы получить фарфор, который хотя бы немного напоминал китайский, европейцы добавляли в состав различные примеси. Например, морские ракушки. Такие ракушки итальянцы называли "порчелло".
Европейский фарфор долго называли "порцеллином". А первый в России Петербургский фарфоровый завод так и назывался "Порцеллиновой мануфактурой".
Первая фарфоровая мануфактура в Европе возникла в Мейсене в 1710 году. Но фарфоровое производство начало быстро расширяться, и вскоре такие мануфактуры были во многих европейских странах.
Первые фарфоровые сервизы появились в начале XVIII века. Это позволило сервировать столы одинаковой посудой. Также из Китая пришла форма некоторой посуды. Например, чаши для шоколада.
Она была по-китайски красива и по-европейски удобна.
В основу этой чашки легла китайская чаша "вершинка". А практичные европейцы добавили к ней ручку и блюдца. Таким образом, китайский фарфор стал европеизироваться. Вскоре он стал неотъемлемой частью любого банкета на высшем уровне.
Сейчас стили сервировки зависят от общего дизайна ресторана. Наиболее популярными современными стилями являются – эклектика, авангард и японский стиль.