«Снос» башни
В 1925 году Виктор Люстиг продал ту самую Эйфелеву башню. Кстати, во время своих афер он использовал в общей сложности 45 имен, так что мы с вами никогда не узнаем, как его звали на самом деле. Даже национальность, и та под вопросом – аферист свободно говорил на пяти языках.
Продал он Эйфелеву башню до гениальности просто – подделал нужную верительную грамоту и документы сотрудника парижской мэрии, объявил тендер, как бы мы сейчас сказали, пригляделся к психологии участников, и выбрал жертву – хозяина металлоперерабатывающего завода Андре Пуассона. Легенда, кстати, была такая: башню 30 лет назад запланировали как временное сооружение, сейчас она изрядно обветшала, денег на ремонт у мэрии нет, а на содержание ненужной постройки – и подавно. Так что, мол, господин Пуассон может хоть сейчас забирать башню. Конечно, предстоит закрытый аукцион, но он, Виктор Люстиг, за дополнительную плату согласен похлопотать, чтобы подряд достался как раз господину Пуассону. Ну, а когда окрыленный олигарх от черной металлургии явился в мэрию за разрешением забрать честно приобретенное имущество, все и открылось. Правда, ни сумму сделки, ни, тем более, взятки Пуассон не раскрыл.
Отсмеявшись и вытирая слезы, представители власти бросились на поиски продавца башни. Куда там! Прихватив денежки, он быстрее лани рванул в Соединенные Штаты, где этот человек умудрился повторить свой трюк, еще раз продав Эйфелеву башню!
Чем дело кончилось
Гению подражать невозможно – Виктор Люстиг стал первым и последним человеком, продавшим гордость Парижа, причем дважды.
Два голландца
Хан Антониус Ван Меегерен был великим художником, и как у всякого гения, у него так и не купили ни одной картины… Богатые предпочитали покупать работы старых мастеров, например, Вермеера. Наверно, то обстоятельство, что и Хан Антониус, и Вермеер жили в городке Дельфт (правда, в разное время), и подсказало Ван Меегерену решение проблемы. Так он стал самым известным коллекционером Вермеера в Голландии в двадцатых годах прошлого века и до тридцатых удерживал этот неофициальный титул.
За этот период он «обнаружил» и продал аж пять никому доселе неизвестных работ Вермеера. Между прочим, этого ему хватило на скромненький домик в Ницце, вполне безбедное существование и невинное увлечение некоторыми расширяющими сознание веществами. А в перерывах между продажами очередных шедевров великого мастера Ван Меегерен… сам писал «картины Вермеера».
И холсты, и рамы с подрамниками были подлинными, семнадцатого столетия – их было совсем нетрудно найти у антикваров. Технологии Ван Меергерен изучил еще в Школе изящных искусств, а рецепты красок восстановил самостоятельно. Вот почему ни одна экспертиза не могла обнаружить подделку.
Когда Голландию оккупировали немцы, на очередного фальшивого Вермеера попался сам Геринг. Ради приобретения «Христа и блудницы» (справедливости ради стоит отметить, что настоящий Вермеер никогда не писал на библейские сюжеты) он даже согласился вернуть в голландские музеи аж 200 полотен, похищенных немцами во время оккупации.
После освобождения Голландии Ван Меегерена взяли на цугундер и потребовали ответа, почему он продал немцам полотно великого Вермеера. А поскольку за сотрудничество с оккупантами полагалось больше, чем за продажу поддельных картин, Ван Меегерен решил признаться во всем и тут же, на глазах у изумленной публики, в качестве следственного эксперимента написал своего седьмого и последнего Вермеера. Результат был весьма неожиданным – художник в одночасье из мошенника превратился в героя Сопротивления, и за все свои предыдущие художества получил… год условно.
Чем дело кончилось
Ван Меегерен ненадолго пережил собственный триумф – умер в 1947 году от сердечного приступа, но на свободе. Вермеер плавно переместился в рейтинге самых дорогих художников на второе место, уступив первое Ван Гогу, которого Меегерен не подделывал. Главный же пострадавший в этой афере – рейхсмаршал Герман Геринг – так и не вызвал ни у кого ни малейшего сочувствия.