Сегодня вступило в силу постановление, защищающее права музыкантов и авторов кинофильмов. В результате вся домашняя и персональная техника, издающая звуки и показывающая изображения, будет облагаться налогом.
Постановление «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» в народе уже обозвали «налогом на чистые болванки». Надо отметить, что система сбора вознаграждения за частное копирование в России вводится впервые. Отчисления в пользу авторов при воспроизведении музыки в личных целях были предусмотрены Гражданским кодексом. Однако до сих пор эта норма не работала, так как не был разработан порядок выплат. И вот теперь он есть. Отныне вся домашняя и персональная техника, которая может издавать хоть какие-то звуки или показывать видео, будет обложена налогом для производителей и импортеров в 1% от стоимости. 40% всех собранных средств достанется авторам произведений, а исполнители и изготовители получат по 30%. Генеральный директор российского союза правообладателей Андрей Кричевский оценивает постановление положительно:
«Хорошее постановление, мы его давно ждали. Нас устраивает и процент, и остальные положения. Наконец-то правообладатели получат то, что им полагается».
Исполнительный директор Российского общества по смежным правам Анжелика Коротаева тоже в целом довольна постановлением:
«На наш взгляд, все отлично. И процент достойный, и перечень товаров тоже, и распределение, и сбор. Нас все устраивает».
Однако перечень товаров облагаемой техники у многих вызывает вопросы. В этот список попали компьютеры всех типов, сотовые и домашние телефоны, цифровые камеры, все виды носителей информации (не только цифровые, но и аналоговые), цветные телевизоры, черно-белые видеомагнитофоны, оптические диски, флэш-накопители, DVD-диски и DVD-плееры и так далее. Послабление дано лишь для аппаратуры, приводимой в действие монетами, банкнотами, банковскими карточками, жетонами, а также телефонным автоответчикам — эта техника под сборы не подпадает. Также исключение сделано, для «профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях». Это значит, что, например, со стоимости сетевого оборудования — того, что работает у интернет-провайдеров — правообладатели 1% отчислений не получат. Президента Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Александра Онищука удивляет присутствие ряда товаров в этом перечне.
«Аппаратура, облагаемая этим сбором, должна быть той аппаратурой, на которой люди копируют музыку и фильмы. К сожалению, в перечне есть техника, которая не используется для этих целей. Например, телефоны домашние, те же сотовые телефоны. Там есть и видеокамеры. Кому придет в голову с помощью видеокамеры копировать диск с фильмом?», — удивляется Онищук.
К тому же ряд участников рынка предполагает, что техника, облагаемая авторским сбором, подорожает в рознице, то есть все это ударит по кошелькам потребителей. Александр Онищук соглашается, что это может произойти:
«Безусловно, немного вырастет цена. Навряд ли серьезно. Не на 1%, конечно, а чуть больше. Вырастут цены, но тем не менее тут надо говорить о будущем. Мы идем по европейскому пути, где авторский процент 5%. Скорее всего наши сборщики со временем тоже придут к этой цифре, и вот тогда уже, цены могут подняться куда серьезнее», — говорит Онищук.
У некоторых экспертов вызывает вопрос распределение собранных средств. Ведь мы все слушаем разную музыку, смотрим разные фильмы. На счет какого автора или правообладателя поступят деньги потребителей, например, купивших мобильный телефон, не совсем понятно. Получается, что авторский сбор является взиманием средств за поступок, который еще не совершен, соглашается Александр Онищук.
«Когда вы будете покупать диск, чтобы записать туда фотографии своего ребенка и понимать, что с вас взяли дополнительные деньги, так как государство думает, что вы хотите на этот диск записать фильм, вам это будет неприятно. Получается, что с вас взяли деньги, хотя вы этого деяния не совершаете», — говорит Онищук.
Между тем, до сих пор не понятен ответ на один из важнейших вопросов — кто будет заниматься распределением собранных денег. Известно, что претендентов два: Российский союз правообладателей Никиты Михалкова и Российское общество по смежным правам Ахмеда Тагибова. Росохранкультура тянет с ответом, хотя обещала определиться еще несколько дней назад.
Так или иначе, по оценкам экспертов, правообладатели будут в результате нового закона получать до $200 миллионов в год.
news.mail