Вторник, 30.04.24, 13:03
Приветствую Вас Гость | RSS
//povar.ucoz.com Новые сообщения · Участники · RSS ]
Готовим сами » РАЗГОВОРЧИКИ НА КУХНЕ » С миру по нитке » Правители Руси
Правители Руси
sigizmund1 Дата: Понедельник, 03.10.11, 17:35 | Сообщение # 111
Идейный вдохновитель
Группа: Проверенные
Сообщений: 9528
Регистрация: 15.01.09

 
В январе 1583 г., огорченный всеми событиями внешними, пораженный горем о смерти им же убитого сына, Иван был обрадован появлением в Москве присланных Ермаком казаков, пришедших "бить ему челом новой землицей — Сибирью". Жизнь, слишком неправильная, рано подорвала здоровье Ивана IV; убийство сына много способствовало упадку духа.
Еще в начале 1584 г. обнаружилась у него страшная болезнь — рак. В марте разослана по монастырям грамота, в которой царь просил молиться о его грехах и об исцелении от болезни. Перед смертью он сделал распоряжение о правлении. Постригли его уже полумертвого (18 марта 1584 г.).

У Ивана IV было семь жен: Анастасия Романовна, Мария Темрюковна, Марфа Васильевна Собакина, Анна Алексеевна Колтовская, Анна Васильчикова, Василиса Мелентьева (с двумя последними Грозный не венчался, а брал благословение на сожительство) и Мария Феодоровна Нагая. После Ивана Грозного осталось два сына: Феодор (от Анастасии), который после него наследовал, и Дмитрий (от Марии Нагой).


Не делай зла – вернется бумерангом.
Не плюй в колодец – будешь воду пить.
Не предавай друзей, их не заменишь.
И не теряй любимых – не вернешь.
Не лги себе – со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаешь.

 
sigizmund1 Дата: Понедельник, 03.10.11, 17:36 | Сообщение # 112
Идейный вдохновитель
Группа: Проверенные
Сообщений: 9528
Регистрация: 15.01.09

 
Современники и потомство различно относились к Грозному: Курбский видит в нем только тирана и приписывает все хорошее советникам; князь Ив. Катырев-Ростовский выделяет его умственные качества, летописцы новгородский и псковской относятся к нему несочувственно. Большинство исследователей-иностранцев видит в нем и тирана, и стремящегося к завоеваниям государя, что им было в особенности противно. Противными им казались и русские, которых, как варваров, не следовало пускать в Европу.

Карамзин, а потом и многие другие (Полевой, Погодин, Хомяков, К. Аксаков, Костомаров, Иловайский, Ясинский) пошли вслед за Курбским; иные из них даже отрицают умственное превосходство Грозного. Арцыбашев первый подверг критике сказания Курбского и иностранцев о жестокостях Ивана IV. Другие, не отрицая недостатков нравственного характера царя, видят его политический ум и многое хорошее в его государственной деятельности (С. М. Соловьев, Кавелин, Е. А. Белов, Г. В. Форстен). Медики (проф. Чистович и проф. Ковалевский) отыскивают в Грозном следы умственного расстройства.
Сложный характер Грозного долго еще, быть может, будет привлекать к себе внимание исследователей, как трудно разрешимая психологическая загадка. По главным чертам своего характера он скорее был человек созерцательный, чем практический. Задавшись мыслью, он искал исполнителей и доверялся им до первого подозрения: легко веря, он легко и разуверялся и страшно мстил тем, в ком видел нарушение доверия (по замечанию И. Н. Жданова).

Нервный и страстный от природы, он еще более был раздражен событиями своего детства. Воспитание не дало ему никакой сдержки. Руководительство такого узкого человека, как Сильвестр, могло его только раздражать. Ряд обманутых надежд вызвал в нем недоверие и к своему народу. Ю. Ф. Самарин справедливо заметил, что сознание недостатков века соединялось у Ивана Грозного с недовольством на самого себя. Отсюда его порывы раскаяния, сменявшиеся порывами раздражения. Тяжело было его душевное состояние в последние годы, при виде гибели всех его начинаний.

Оставив по себе след в политической истории России, Иван Грозный оставил след и в истории ее литературы: он был начетчик и в духовных книгах, и в исторических сочинениях, ему доступных. В писаниях его слышится московский книжник XVI века. Он отличается от Курбского тем, что последний проникся западно-русской книжностью, тогда как Грозный оставался совсем московским человеком. По форме изложения он принадлежит своему веку, но сквозь эту форму пробивается его личный характер.


Не делай зла – вернется бумерангом.
Не плюй в колодец – будешь воду пить.
Не предавай друзей, их не заменишь.
И не теряй любимых – не вернешь.
Не лги себе – со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаешь.

 
sigizmund1 Дата: Среда, 05.10.11, 00:20 | Сообщение # 113
Идейный вдохновитель
Группа: Проверенные
Сообщений: 9528
Регистрация: 15.01.09

 
Фёдор I Иванович (1584—1598)

Детство Федора Ивановича

Федор Иванович (31 мая 1557 г -7 января 1598 г.) — сын царя Иоанна Васильевича Грозного и супруги его, Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, царь Московский и всея Руси с 19 марта 1584 г. и последний представитель Московских великих князей "собирателей земли Русской" из дома Ивана Даниловича Калиты. Феодору было три года, когда умерла его мать Анастасия Романовна в 1560 г. В следующем 1561 г. отец его вступил во второй брак с дочерью черкесского князя Темрюка, в православном крещении получившей имя Марии.



Из тех немногих сведений, которые сохранились за время детства и юношества Федора и старшего его брата Ивана, видно, что царь Иван Васильевич брал их с собой в загородные поездки, например в 1564 г. в подмосковное село Черкизово на медвежью охоту: "и повеле по островом осеки осечи и медведи пущати, и тешился там не по один день".

Весной 1569 г. вся царская семья отправилась в далекий путь на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь. Федору было 12 лет, и эта поездка произвела на него сильное впечатление. Ему, очевидно, захотелось иметь в монастыре свою особую келью, подобно тому, как была келья у Ивана, существовавшая для остановок во время приездов его в монастырь. Неизвестно, отважился ли царевич просить об этом отца, или сам царь пожелал сделать ему удовольствие, но в приходной книге Кирилло-Белозерского монастыря под 1570 г. находим сведение о том, что царевич Федор пожаловал в монастырь 500 руб., да "на свою келью 100 руб." и что в этой келье он велел поставить образ Богоматери на золоте, обложен "серебром сканью", а в венце 3 камня, да 6 жемчугов.

Судя по тому, каким рисуется Федор Иоаннович впоследствии, когда он уже стал царем, можно полагать, что в детских и отроческих годах он был тихим, робким и способным к восприятию лишь того, что поражало его в природе или действовало непосредственно на его душу. Вследствие этого весьма понятно, что, с одной стороны, присутствие на медвежьей охоте в семилетнем возрасте, с другой стороны, поездка на север и пребывание в Кирилло-Белозерском монастыре глубоко поразили Федора. Позднее, во время своего царствования, имея возможность следовать своим личным вкусам, он предавался богомолию и посещал монастыри, но в то же время находил утеху в "медвежьих комедиях" и охотах на медведей, которые заканчивались иногда довольно печально для участвовавших в них охотников.


Не делай зла – вернется бумерангом.
Не плюй в колодец – будешь воду пить.
Не предавай друзей, их не заменишь.
И не теряй любимых – не вернешь.
Не лги себе – со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаешь.

 
sigizmund1 Дата: Среда, 05.10.11, 00:21 | Сообщение # 114
Идейный вдохновитель
Группа: Проверенные
Сообщений: 9528
Регистрация: 15.01.09

 
Завещание Ивана Грозного

В промежуток времени между 1572 и 1578 г. Иван Грозный написал духовное завещание, в котором высказывал убеждение, что он изгнанник, ведущий борьбу со своими врагами, что этой борьбе не видать близкого конца, а потому, давая наставление сыновьям, как им жить до окончания борьбы, высказывал желание, чтобы они не разделялись до тех пор, пока старший из них, Иван, не сломит крамолы и не утвердится на престоле.

Грозный завещал, чтобы братья жили между собой в согласии: "Аще Христос будет посреде вас, для вашея любви, и никто может вас поколебать, вы будете друг другу стена, и забрало, и крепость". Иоанну он велел беречь Федора и любить, как самого себя, "чтоб ему ни в каком обиходе нужды не было, а всем бы был исполнен, чтоб ему на тебя не в досаду, что ему не дашь удела и казны".
Федору в удел царь назначил 14 городов, из которых главный Суздаль, но вместе с тем, будучи удельным князем, он не должен был думать ни о какой самостоятельности: "удел сына моего Феодора ему же (царю Иоанну Иоанновичу) к великому государству". Относительно опричины предоставлялось Иоанну и Феодору решить: "как им прибыльнее, так пусть и делают, а образец им готов".

Отношения Феодора к старшему брату должны быть такие же, какие у него к отцу, т. е. он обязан во всем слушать его, быть ему покорным, желать ему добра: "Во всем в воли его (Иоанновой) буди до крови и до смерти, ни в чем ему не прекослови; а хотя будет на тебя Иванов сыновен гнев, или обида в чем-нибудь, и ты бы не прекословен был своему брату старейшему, и рати никакой не вчинял, и собою ничем не боронился, а ему еси бил челом, чтобы тебя пожаловал, гнев свой сложить изволил, и жаловал тебя во всем по моему приказу; а в чем будет твоя вина, и ты б ему добил челом, как ему любо, и послушает челобитья, ино добро, а не послушает, и ты б с собою не оборонялся ж, совсем бы еси, печаль на радость преложа, положил на Бога... И вы бы сей мой наказ памятовали крепко... да зде благоугодно поживши, и тамо будущих благ наследницы будете..."


Не делай зла – вернется бумерангом.
Не плюй в колодец – будешь воду пить.
Не предавай друзей, их не заменишь.
И не теряй любимых – не вернешь.
Не лги себе – со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаешь.

 
sigizmund1 Дата: Среда, 05.10.11, 00:24 | Сообщение # 115
Идейный вдохновитель
Группа: Проверенные
Сообщений: 9528
Регистрация: 15.01.09

 
Смерть Ивана Грозного и вступление Федора на престол

В 1580 г. царевич Федор женился на Ирине Федоровне Годуновой, брат которой, Борис, пользовался в то время безусловным расположением царя Иоанна. В следующем 1581 г. на свадьбе Ивана с Марией Федоровной Нагой царевич Федор был в "отцово место", а Ирина в "материно место". В 1582 году старший сын царя Ивана Васильевича пал жертвою необузданного нрава отца, три дня спустя после того, как он в порыве гнева ударил его в висок острым железным наконечником своего посоха.

Смерть любимого сына, на которого он возлагал столько надежд, удручающе на него подействовала. Созвав знатнейших бояр, Иван Грозный заявил им о своем намерении удалиться в монастырь и предлагал избрать вместо себя достойного государя, так как признавал Федора неспособным управлять государством. Некоторые бояре были растроганы скорбью Ивана и верили его искренности; другие же опасались коварства со стороны царя и мести себе и своему избраннику, а потому все умоляли его по-прежнему остаться на царстве. Иоанн согласился.

Зимой 1584 г. царь занемог, а 18 марта скончался, объявив своим наследником Федора. В помощь ему, как указывают некоторые историки, он выбрал из членов Боярской Думы пятерых бояр (Ивана Петровича Шуйского, Ивана Федоровича Мстиславского, Никиту Романовича Юрьева, Бориса Федоровича Годунова и Богдана Яковлевича Бельского — любимцев Иоанна в последние годы его царствования) и двух думных дьяков, братьев Щелкаловых, имевших при царе Иоанне Васильевиче большое значение.
В ночь с 18 на 19 марта многие приверженцы скончавшегося царя были высланы из Москвы или заключены в тюрьмы, а к Нагим, родственникам царицы, приставлена была стража, так как их обвинили в злых умыслах, вероятно в намерении объявить наследником престола сына Ивана от брака с Марией Нагой, малолетнего царевича Дмитрия. Утром 19-го марта последовало письменное обнародование о воцарении Федора, но ввиду борьбы придворных партий это сочли недостаточным и в начале мая созвали Земский Собор для избрания на престол царевича Федора.

На Соборе назначили день венчания Федора на царство 31 мая. Вскоре после того царицу Марью Федоровну Нагую с сыном Дмитрием, ее отца и братьев удалили в Углич, причем их торжественно проводили бояре, стольники и несколько стрелецких отрядов. Федор прощался с братом со слезами на глазах, очевидно не сознавая, что отправляет его в ссылку.

В Москве разгорелось волнение вследствие слухов, пущенных злонамеренными людьми, об опасности, угрожавшей царю. Говорили, что Богдан Бельский отравил Ивана и намерен таким же способом погубить и Федора. Вооруженная многотысячная толпа овладела в Китай-городе пушками и устремилась к Кремлю, но не проникла туда, потому что успели затворить ворота. Мстиславский, боярин Никита Романович и дьяк Щелкалов от имени царя вступили в переговоры с мятежниками и, на требование выдать Бельского, ответили, что он будет отправлен в ссылку, но в действительности назначили его воеводой в Нижний Новгород. Рязанцы Ляпуновы, Кикины и другие возмутители московской черни сосланы были в дальние города и заключены в тюрьмы.

31 мая произошло торжественное венчание на царство Федора Иоанновича в Успенском соборе. Духовник государя нес, при звоне всех колоколов, из царских палат в Успенский собор животворящий крест, венец и бармы, а Годунов скипетр. Кремлевская площадь была сплошь занята народом, но все стихло, когда на дворцовом крыльце показался Федор, сопровождаемый боярами и стольниками. Миропомазание совершил митрополит Дионисий.

Приняв благословение митрополита, Федор был осыпан деньгами в южных дверях собора и пошел поклониться гробам предков. Духовные и светские власти обедали затем с царем в Столовой Палате. По случаю царского венчания последовали милости: уменьшение налогов, освобождение заключенных и пленников, раздача наград боярам и служилым людям. Целую неделю продолжались народные увеселения, закончившиеся воинским праздником за городом, на обширном лугу, в присутствии царя, всей знати и множества народа; гремело 170 медных пушек перед восемью рядами стрельцов, одетых в тонкое сукно и бархат.


Не делай зла – вернется бумерангом.
Не плюй в колодец – будешь воду пить.
Не предавай друзей, их не заменишь.
И не теряй любимых – не вернешь.
Не лги себе – со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаешь.

 
sigizmund1 Дата: Среда, 05.10.11, 00:30 | Сообщение # 116
Идейный вдохновитель
Группа: Проверенные
Сообщений: 9528
Регистрация: 15.01.09

 
Первые годы правления

Первое время по воцарении Федора главным его советником был дядя его со стороны матери Никита Романович Захарьин-Юрев, а затем, вследствие болезни Никиты Романовича (он занемог в августе 1584 г. и скончался в апреле 1586 г.), власть перешла в руки царского шурина Бориса Федоровича Годунова, по причине дружеского расположения к нему его сестры, царицы Ирины, имевшей большое влияние на доброго и лишенного воли Федора Иоанновича.



Царица получила хорошее для своего времени образование, т. е. была начитана в священном писании и в творениях святых отцов церкви, и, по свидетельству иностранцев, бывших в России, отличалась мудростью и милосердием. Будучи неспособен вникать в дела государственного управления и тяготясь ими, царь, "избывая мирской суеты и докуки", отсылал всех челобитчиков к Годунову.
Усиление Годунова не могло пройти бесследно. По свидетельству летописца, среди бояр возникло два течения: одни стояли за Бориса, другие были против него; во главе последних находился Иван Федорович Мстиславский, которого Годунов назвал себе сначала отцом. Не вдаваясь в подробности, скажем только, что сторонниками последнего течения, по мысли Шуйского, некоторых бояр и московских купцов, была изготовлена челобитная царю о разводе его с бездетной Ириной и о вступлении в новый брак. Если бы эта челобитная была принята, то власть Годунова, естественно, рушилась бы.

Митрополит Дионисий, голос которого имел большое значение в данном вопросе, согласился действовать заодно с челобитчиками, но Годунов узнал о заговоре, и ему удалось убедить Дионисия не начинать этого дела. Следствием такого замысла Шуйских было гонение на них и на их сторонников (их обвинили в "измене"), затем ссылка и заточение; людей их и "гостей" московских предали пытке. Митрополит Дионисий и Крутицкий архиепископ Варлаам стали говорить царю о "неправдах" Годунова. Действие вышло обратное тому, какое они ожидали; сами они пострадали за свое "печалование". Дионисия заточили в Хутынский монастырь, а Варлаама в Антониев Новгородский. В митрополиты же был возведен архиепископ ростовский Иов, вполне преданный Годунову.


Не делай зла – вернется бумерангом.
Не плюй в колодец – будешь воду пить.
Не предавай друзей, их не заменишь.
И не теряй любимых – не вернешь.
Не лги себе – со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаешь.

 
sigizmund1 Дата: Среда, 05.10.11, 00:45 | Сообщение # 117
Идейный вдохновитель
Группа: Проверенные
Сообщений: 9528
Регистрация: 15.01.09

 
Царский быт

Небольшого роста, приземистый, с некоторой наклонностью к отеку и нетвердой походкой, Федор Иванович производил впечатление человека малоподвижного и недеятельного. Цвет лица у него был бледный, нос ястребиный, а на губах постоянно играла добрая улыбка, переходившая часто в смех.

Федор Иванович вставал обыкновенно рано. Умывшись и одевшись с помощью постельничего, спальников и стряпчих, он выходил в Крестовую, куда являлся духовник с крестом, а один из крестовых дьяков поставлял перед иконостасом на аналое образ святого, память которого праздновалась в тот день. Приложившись ко кресту, царь начинал креститься перед принесенной иконой и молиться вслух, кладя земные поклоны, что продолжалось приблизительно четверть часа.

По окончании молитвы царь прикладывался к этой иконе, а духовник окроплял его святой водою, которая называлась "праздничной", потому что освящалась в храмовые праздники. Монастыри и многие приходские храмы присылали государю праздничную святыню: икону праздника, просфору и святую воду, которая не переводилась в течение всего года. За привоз этих святынь обыкновенно давалось, по царскому указу, "сукно доброе", ценой в 2 рубля.
Окончив утреннюю молитву, государь посылал ближнего человека к царице спросить ее о здоровье и как почивала. Потом он сам шел в ее горницы: "переднюю" или "столовую" и, поздоровавшись, они вместе слушали в одной из "верховых" церквей заутреню, а иногда и раннюю обедню. В передней государевой горницы собирались бояре, окольничие, думные и ближние люди "ударить челом государю" и присутствовать в Боярской Думе. Поговорив с ними, Федор Иванович, часу в девятом, отправлялся к поздней обедне в одну из придворных церквей. В праздничные дни "выход" был торжественнее, чем в будни. Во время обедни, которая продолжалась два часа, царь разговаривал с боярами, которые рассуждали и между собой, как будто бы находились в Думе. После обедни царь возвращался в свои покои и отдыхал до обеда.

Порядок и обряд комнатного стола был весьма сложный, так как принималось множество предосторожностей, из опасения отравы и порчи. Прежде чем попасть на царский стол, каждое блюдо пробовали: повар, в присутствии самого дворецкого или стряпчего, отпуская кушанье с поварни; ключники, подавая на кормовой поставец; дворецкий, когда сдавал стольникам; кравчий, принимая от стольников, отведывал от каждого блюда и ставил на стол. Такой же порядок наблюдался и с винами; их несколько раз отливали и пробовали, а когда кубок доходил до чашника, то он держал его во все время обеда и каждый раз, как государь спрашивал вино, отливал из кубка в ковш, выпивал из ковша, а потом уже подносил кубок царю.

После обеда царь ложился и спал обыкновенно часа три, до вечерни, которую слушал в верховой церкви. После вечерни до ужина царь и царица проводили время в кругу самых близких людей; одним из любимых развлечений служили дураки-шуты и дурки-шутихи, карлы и карлицы. Они пели песни, кувыркались и вообще потешали царя и царицу. Другой забавой, как мы упомянули выше, была "медвежья комедия", в которой медведники-поводильщики доставляли зрителям немало веселья своими присказами и прибаутками, для объяснения медвежьих выходок.

Оканчивая день, после ужина, царь снова шел в Крестовую и молился около четверти часа. В покое государя ложился постельничий, который всегда убирал и охранял царскую постель, а иногда стряпчий с ключом и один или два спальника. В смежной комнате ложилось еще шестеро стряпчих и спальников; в третьей комнате помещалось несколько стряпчих и дневальных жильцов; у внешних дверей сторожили истопники. Этот обряд сохранился и при первых царях дома Романовых.


Не делай зла – вернется бумерангом.
Не плюй в колодец – будешь воду пить.
Не предавай друзей, их не заменишь.
И не теряй любимых – не вернешь.
Не лги себе – со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаешь.

 
sigizmund1 Дата: Среда, 05.10.11, 00:47 | Сообщение # 118
Идейный вдохновитель
Группа: Проверенные
Сообщений: 9528
Регистрация: 15.01.09

 
Смерть царевича Дмитрия

15 мая 1501 года скончался в Угличе царевич Дмитрий. Событие это передавалось крайне разноречиво всеми лицами, близко стоявшими к царевичу: по словам одних, его зарезали Осип Волохов (сын мамки), Данило Битяговский и Никита Качалов; по словам других, царевич страдал падучей болезнью и пал жертвой собственной неосторожности, наколовшись на нож.



Внезапная смерть царевича ошеломила его мать и дядей, Нагих, подняла на ноги весь Углич и повела за собой целый ряд следствий, пыток и ссылок. Главным следователем был князь Василий Шуйский. Царь Федор Иоаннович, нежно относившийся к своему меньшому брату, был сильно огорчен его кончиной и собирался поехать в Углич, но Годунов отговорил его.

Народная молва называла Годунова убийцей царевича и объясняла это злодеяние желанием его устранить Дмитрия как единственного наследника бездетного Федора Ивановича. Тогда же распространился и совершенно другого рода слух: будто убит попов сын, а царевич заранее скрыт Романовыми в одной из их отдаленных вотчин на севере. Некоторые из историков позднейшего времени полагают, что если действительно царевич был убит, то гораздо более вероятно приписать его убийство Шуйскому, чем Годунову.

"Углицкое дело" настолько возбудило умы, что Годунова же стали винить в поджогах, когда в июне 1591 г. сделался пожар в Москве и выгорел весь Белый город. Говорили, что он хочет милостями, которые расточал погоревшим, заглушить ропот и недоброжелательство, возникшие против него после смерти царевича


Не делай зла – вернется бумерангом.
Не плюй в колодец – будешь воду пить.
Не предавай друзей, их не заменишь.
И не теряй любимых – не вернешь.
Не лги себе – со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаешь.

 
sigizmund1 Дата: Среда, 05.10.11, 00:48 | Сообщение # 119
Идейный вдохновитель
Группа: Проверенные
Сообщений: 9528
Регистрация: 15.01.09

 
Рождение и смерть дочери Федора

Царь Федор Иоаннович, а главным образом царица Ирина печалились, что у них нет детей и неоднократно совершали богомольные "походы" по монастырям, усердно прося у Бога дарования чада. В 1588 г., во время пребывания константинопольского патриарха Иеремии в Москве, царица просила его и сопутствовавшее ему греческое духовенство молить Бога о рождении благословенного наследника.

В июне 1592 г. царь и царица были обрадованы рождением дочери. 14 июня в Чудове монастыре окрестили царевну именем Феодосии. В этот день обедали у царя в Грановитой палате духовенство, бояре и другие чины "без мест". Царь простил всех опальных и самых важных преступников, осужденных на смерть; велел выпустить узников из темниц; щедро наделил монастыри; послал много денег и мехов греческим патриархам; послал свою царскую милостыню во Львов на построение там соборной церкви в имя Успения Пресвятой Богородицы.

Радость родителей была, однако, непродолжительна: царевна Феодосия скончалась в 1594 г., как можно полагать — 25 января. Не только царь и царица, но и вся Москва оплакивала кончину Феодосии. Она была погребена в Вознесенском монастыре; царь дал туда вотчину в Мосальском уезде, село Чертень.

Кончина царевича Дмитрия, а затем царевны Феодосии имели важные последствия. Останься в живых царевич, не появился бы Лжедимитрий; если бы не скончалась Феодосия, то царица Ирина не пошла бы в монастырь, и все течение жизни Московского государства приняло бы другое направление. Народная молва истолковывала многие события совершенно превратно, так как видела всюду и во всем старание Годунова очистить себе путь к престолу и избавиться для этого от тех лиц, которые могли иметь хоть малейшее притязание на московский престол.


Не делай зла – вернется бумерангом.
Не плюй в колодец – будешь воду пить.
Не предавай друзей, их не заменишь.
И не теряй любимых – не вернешь.
Не лги себе – со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаешь.

 
sigizmund1 Дата: Среда, 05.10.11, 00:49 | Сообщение # 120
Идейный вдохновитель
Группа: Проверенные
Сообщений: 9528
Регистрация: 15.01.09

 
Учреждение патриаршества

По мере возрастания могущества России и церковь ее, считавшая своим главой константинопольского патриарха, все более приобретала самостоятельность. Вследствие бедственного положения восточных церквей Россия являлась как бы покровительницей и благодетельницей их и ежегодно наделяла деньгами и мехами духовных лиц, приезжавших за "милостыней" от патриархов, митрополитов и епископов, а также из афонских, палестинских, египетских и сербских монастырей.

Летом 1586 года впервые приехал в Россию за милостыней сам антиохийский патриарх Иоаким. Узнав о прибытии его в Смоленск, царь Федор Иванович позаботился устроить ему встречу. В Москву патриарх приехал 17 июня, а 25-го состоялся прием его царем в Подписной золотой палате; на приеме Иоаким вручил государю грамоту от константинопольского патриарха Феолипта с просьбой придти на помощь антиохийской церкви, задолжавшей 8000 золотых. После приема Иоаким пошел в Успенский собор, где митрополит Дионисий, сделав несколько шагов навстречу, первый благословил его.

Чувствуя свое зависимое положение в Москве, патриарх нашелся только "слегка поговорить" Дионисию, "что пригоже было митрополиту от него благословение приняти наперед, да и перестал о том". По окончании литургии патриарх поехал во дворец на торжественный обед и был одарен царем: получил от него 100 руб., кубок и ценные ткани. Пребывание Иоакима в Москве послужило как бы толчком для поднятия вопроса об учреждении патриаршества.

Царица Ирина имела большое влияние на Федора Иоанновича. Она являлась его помощницей, советчицей и руководительницей в тех делах, которые он намеревался предпринять; в большинстве случаев это были дела церковные, так как, будучи очень религиозен, Федор интересовался ими. "Тайно помыслив со своей благоверною и христолюбивою царицею и великою княгинею Ириной", Федор приступил к переговорам об учреждении патриаршества. Переговоры эти велись с патриархом Иоакимом тайно; ему предложили поставить московского митрополита в патриархи, но он уклонился от этого, а пообещал передать о желании царя собору вселенских патриархов.
Лишь два года спустя после отъезда патриарха Иоакима явилась возможность возобновить переговоры об учреждении патриаршества. Летом 1588 г. неожиданно приехал в Смоленск константинопольский митрополит Иеремия. В Москве недоумевали, где прежний патриарх Феолипт, а потому не знали, как отнестись к Иеремии. Получив грамоту Иеремии с просьбой о дозволении приехать в Москву, царь и его приближенные подумали, что, быть может, он везет соборное постановление об учреждении патриаршества.

Встречи в Смоленске и в Москве были торжественны и подробно описаны спутником патриарха, елассонским архиепископом Арсением. Митрополит Иов отнесся к Иеремии совершенно иначе, чем Дионисий к Иоакиму; на другой же день после его приезда в Москву послал приветствовать и "спросить его о здравии". После торжественного приема патриарха царь, по его просьбе, дозволил ему переговорить с Годуновым о своих делах и нуждах. Выяснилось, что Иеремия приехал за милостыней. Потом он заявил, что есть у него некоторые "тайные речи"; надо полагать, что речи эти касались вопроса о польском престоле, так как, проезжая через Литву, патриарх был призван канцлером Замойским, и тот рассказывал ему подробности о сейме и об избрании на престол шведского королевича Сигизмунда.

Из всего вышеизложенного видно, что патриарх Иеремия не получил от восточных патриархов полномочия для решения вопроса о патриаршестве, и надо было постараться склонить его поставить московского патриарха единолично, без собора, а в случае отказа заручиться его содействием на предстоящем вселенском соборе. Митрополит монемвасийский Иерофей, один из спутников Иеремии, так передает о его согласии занять патриаршую кафедру в России: "Русские придумали хитрую уловку и говорят: владыко, если бы ты захотел и остался здесь, мы имели бы тебя патриархом. И эти слова им (т. е. патриарху и его спутникам) сказал не царь, и не кто-либо из бояр, а только те, которые их стерегли. И Иеремия, неосмотрительно и неблагоразумно и ни с кем не посоветовавшись, отвечал: "Остаюсь".

По поручению собрания духовенства Годунов должен был предложить Иеремии остаться патриархом в России, но жить "в стольнейшем граде Володимере". Предложение это обидело патриарха; ему стало ясно, что не особенно стараются удержать его в России, и он отказался жить не при царе, а в каком-то Владимире. После этого была собрана боярская дума, и царь сообщил, что так как Иеремия не желает остаться патриархом во Владимире, то он намерен просить его поставить в патриархи митрополита Иова.

Иеремия очутился в крайне затруднительном положении, так как усиленные и настойчивые просьбы со стороны русских об учреждении патриаршества в Москве приняли характер требований, а окружавшие его лица неодобрительно относились к его согласию на исполнение этого желания царя.

17 января 1589 года был созван собор из высших иерархов русской митрополии для совещания, как лучше устроить это великое дело. Потолковав, они заявили, что пусть сам царь со своими мудрыми советниками решит, как все нужно устроить, что они, иерархи, удалились от дел и их обязанность молить Бога помочь царю в его начинаниях. По воле царя собор постановил послать к патриарху Иеремии дьяка Андрея Щелкалова разузнать все подробности поставления и взять письменное изложение "чина" его. Отличаясь простотой, свойственной греческой церкви, чин этот не удовлетворил царя Федора Ивановича, склонного к церковной торжественности, а потому он приказал Андрею Щелкалову составить чин поставления в патриархи из чина, написанного патриархом Иеремией, и чина поставления в митрополиты, выработанного на соборе 1564 г.

Не вдаваясь в подробности дальнейших пересылок с Иеремией, скажем, что роль его была страдательная: в "приговоре государя" были намечены кандидаты для избрания на патриарший престол и на учреждаемые вновь митрополичьи и архиепископские столы и начертан план предстоявшего торжества. Из трех кандидатов, представленных для избрания в патриархи, царь остановил свой выбор на митрополите Иове, и 26 января состоялось его посвящение.

Позаботились обставить с внешней стороны как можно пышнее и богаче. В Успенском соборе заранее приготовили возвышение, на котором поставили три кресла — для царя и обоих патриархов. От возвышения по обе стороны поставлены скамейки для высшего духовенства, а на церковном помосте, посредине, написан большой орел. По окончании чина поставления в патриархи и литургии Федор Иванович произнес приветственную речь и подал Иову золотой посох. В этот день оба патриарха обедали у царя, и греки были поражены богатством убранства, обилием и разнообразием яств и питий.

На другой день оба патриарха были приняты царем в Золотой палате, полной бояр, дворян и духовенства. Патриарх Иов поднес царю образ Богородицы в золотой оправе, после чего государь провел обоих патриархов, в сопровождении епископов и "царского синклита", к царице. Описание приема у царицы, сделанное Арсением елассонским, очень интересно, но о нем не приходится распространяться в биографии Федора Ивановича.

Несмотря на неоднократные просьбы патриарха Иеремии об отпуске его в Царьград, его удерживали в Москве и отпустили лишь в мае 1589 г., после того как грамота об учреждении патриаршества была скреплена печатью царя и подписями и печатями обоих патриархов и высшего духовенства. Перед отъездом патриарх и его спутники были приняты царем и получили богатые подарки, состоявшие из золотых и серебряных вещей, шуб, соболей, тканей и денег. Царь собственноручно передал Иеремии драгоценную митру, осыпанную жемчугом и каменьями, с распятием наверху и с жемчужной надписью вокруг: "от царя — патриарху". Произнесены были благодарственные речи, а елассонский архиепископ Арсений коленопреклоненно просил разрешить ему навсегда остаться в России, что ему и было обещано.

Через два года патриарх Иеремия прислал соборную грамоту об утверждении патриаршества в России за подписью его, патриархов иерусалимского и антиохийского, 42-х митрополитов, 19-ти архиепископов и 20-ти епископов.


Не делай зла – вернется бумерангом.
Не плюй в колодец – будешь воду пить.
Не предавай друзей, их не заменишь.
И не теряй любимых – не вернешь.
Не лги себе – со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаешь.

 
Готовим сами » РАЗГОВОРЧИКИ НА КУХНЕ » С миру по нитке » Правители Руси
Поиск:

Сегодня с нами были:
Администрация не несет ответственности за материалы размещенные пользователями. Все фотографии и рецепты принадлежат пользователям сайта.
Материалы даны только для ознакомительных целей.
Копирование и перепечатка материалов сайта возможно только с указанием активной прямой ссылки на наш сайт Готовим сами